Игра по правилам и без

12:09, 12 октября 2015
Газета: 39 (307)
В 2014 г. Госказначейство свело свою функцию «контроля лотерей в режиме реального времени» к сдаче около 200 ежедневных бумажных статистических отчетов...
Игра по правилам и без
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Мировой опыт свидетельствует, что деятельность в сфере игорного бизнеса может быть серьезным источником пополнения государственного бюджета. Но наша Верховная Рада в 2009 г. приняла Закон «О запрете игорного бизнеса в Украине», чем фактически превратила этот бизнес в «теневой» и значительно сократила финансовые поступления в бюджет. Было ли это правильным решением, или все-таки стоит легализовать игорный бизнес, узнавала «Судебно-юридическая газета».

Сегодняшние реалии

Следует признать, что в независимой Украине не было создано эффективной системы государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса, что повлекло значительные потери государственного бюджета и создало этому бизнесу негативный имидж в обществе. Существовавшая в государстве система игорного бизнеса фактически стала источником коррупции и причиной вымывания государственных средств при традиционной видимости «государственного контроля». Принятие 15 мая 2009 г. Закона «О запрете игорного бизнеса в Украине» фактически узаконило монополию нерезидентов на рынке Украины и легализовало коррупционные схемы вымывания средств из бюджета.

Передав организацию и проведение государственных лотерей частным компаниям с офшорными учредителями, государство не смогло создать эффективную систему нормативного регулирования и контроля этой деятельности. Поэтому распространение незаконных «государственных лотерей», изменение их условий в процессе проведения розыгрышей, использование игровых автоматов под видом лотерейных терминалов и систем учета, требования к которым устанавливает сам оператор, а также проведение букмекерской деятельности под видом лотерей стали привычными явлениями. Участие государства в регулировании этой деятельности свелось сегодня к выдаче лицензий и регистрации условий проведения государственных лотерей. Т. е. практически государство устранилось от контроля этого рынка.

Несовершенное законодательство в сфере игорного бизнеса фактически полностью вывело из-под госконтроля финансовые средства в этой сфере, поскольку не предусматривало эффективного механизма ее государственного администрирования. Участие Минфина в регулировании лотерейного рынка сегодня ограничивается регистрацией утвержденных операторами условий проведения лотерей. Другой определенный законодательством орган контроля – Госказначейство в 2014 г. свою функцию «контроля лотерей в режиме реального времени» свело к сдаче около 200 ежедневных бумажных статистических отчетов (только по 13 государственным лотереям из 129), сформированных на основании данных, за достоверность которых отвечают сами операторы. И это при том, что другие 116 государственных лотерей вообще не контролировались ни одним госорганом.

Ситуацию осложнила Государственная фискальная служба, которая не установила требований относительно порядка финансового контроля за деятельностью по выпуску и проведению лотерей и, вопреки постановлению Кабмина №106 от 16.02.2011, полностью устранилась от осуществления контроля за полнотой и своевременностью поступления в госбюджет средств, полученных от проведения государственных лотерей.

28 декабря 2014 г. правительством был внесен в Верховную Раду законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», ст. 10 которого установлено, что одним из источников поступлений в общий фонд Государственного бюджета Украины на 2015 г. является налог на доход, который платят субъекты, осуществляющие букмекерскую деятельность, деятельность по выпуску и проведению лотерей, азартных игр (в т. ч. казино), в полном объеме. Таким образом, обеспечение выполнения бюджетной росписи в части поступлений в общий фонд бюджета на текущий год говорит о необходимости внесения изменений в законодательство в сфере игорного бизнеса.

Что предлагают

На данный момент активно обсуждается вопрос о легализации игорного бизнеса в Украине. За это выступают как народные депутаты, так и Министерство финансов Украины. С декабря 2014 по сентябрь 2015 г. в Верховную Раду внесено 15 законопроектов на эту тему, написанных народными депутатами, и еще 3, подготовленных Минфином. Заместитель министра финансов Елена Макеева отметила: «Мы работаем над легализацией игорного бизнеса, но при условии, что он будет работать, как в цивилизованных странах. Поэтому сейчас мы пытаемся строить в этой области правильное законодательство».

Народные депутаты Украины также поддерживают легализацию игорного бизнеса. Рассмотрим, к примеру, проект закона №2441а «О государственном контроле и правовых основах деятельности по организации и проведению азартных игр в Украине»авторства Виктора Романюка и Геннадия Кривошеи. Им предполагается урегулировать деятельность в сфере азартных игр по нормам, которые применяются в большинстве европейских государств. В частности, предусмотрено, что:

  • регулирование сферы азартных игр осуществляется единственным законом;
  • вводится система лицензирования деятельности в сфере азартных игр;
  • азартные игры проводятся с соблюдением стандартов ответственной игры;
  • вводится государственный контроль в режиме онлайн за деятельностью в сфере игорного бизнеса, все финансовые транзакции учитываются уполномоченным органом. Уполномоченные органы исполнительной власти должны иметь доступ к полученной информации в режиме реального времени;
  • вводится инструмент учета продаж и администрирования лотерей – электронная система, работающая по принципу системы продаж авиационных или железнодорожных билетов, с хранением всего массива лотерейных билетов, что исключает возможность их реализации через неподключенный к системе терминал;
  • устанавливаются ограничения по размеру призового фонда, требования по контролю эмиссии лотерейных билетов, а также требования о соответствии игрового оборудования и программного обеспечения, которое используются для проведения азартных игр, общепринятым международным стандартам и лучшей сложившейся практике стран Европейского Союза;
  • вводятся жесткие требования к финансовому состоянию организаторов азартных игр с целью обеспечения выплаты выигрышей;
  • предусмотрены меры по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
  • предусматриваются мероприятия по формированию призового (выигрышного) фонда, обеспечению выплаты выигрышей (призов) участникам азартных игр;
  • создаются условия для развития туристического и гостиничного бизнеса в Украине путем установления требований к игорным заведениям (казино, залам игровых автоматов, букмекерским конторам и т. п.), их размещения исключительно на территории отелей категории не менее «четыре звезды»;
  • устанавливается ответственность за нарушение действующего законодательства Украины в сфере игорного бизнеса и т. п.

По мнению авторов, упорядочение деятельности в сфере организации и проведения азартных игр обеспечит рост поступлений в государственный бюджет. Помимо этого, принятие законопроекта позволит защитить права и свободы граждан, минимизировать возможный общественный вред, связанный с организацией и проведением азартных игр, принять меры по минимизации любых потенциальных рисков для общества и уязвимых групп населения от участия в азартных играх, предупредить и прекратить нелегальные азартные игры и финансовые махинации, получить существенный источник поступлений в бюджет Украины.

Описанная перспектива действительно звучит заманчиво и в полной мере объясняет, почему все в один голос «трубят» о необходимости легализации игорного бизнеса в Украине. Но количество зарегистрированных в парламенте законопроектов говорит о том, что консенсус в этом вопросе, к сожалению, до сих пор не достигнут. Каждый из авторов уверен, что именно его проект закона лучший. Хотелось бы, чтобы уполномоченные лица, которые поддерживают идею воссоздания игорного бизнеса, все-таки договорились между собой и работали на одну идею. Ведь для ее реализации необходим качественный закон, который устраивал бы не только субъектов законодательной инициативы и правительство, но и, в первую очередь, людей, которые будут соприкасаться с игорным бизнесом.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Геннадий Кривошея, народный депутат Украины

– На сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрирован целый ряд законопроектов, в т. ч. разработанных Министерством финансов. Мы с коллегой Виктором Романюком также являемся авторами одного из таких проектов. Все они сейчас находятся на рассмотрении и готовятся к первому чтению.

На сегодняшний день в Комитете, депутатских фракциях проходит обсуждение относительно того, какой из законопроектов более готов для вынесения на первое чтение. Наша позиция состоит в том, чтобы это был законопроект, который, в первую очередь, будет отстаивать интересы государства и предусматривает четкое государственное регулирование игорного бизнеса. За последние 14 лет в нашей стране сложилась такая ситуация, что фактически государственного регулирования игорного бизнеса не существует. Есть монополия отдельных компаний, которые до этого занимались зарабатыванием денег и выведением их в офшоры. На сегодняшний день необходимо, чтобы добросовестно взымались налоги, а для этого нам нужны прозрачная система и прозрачное законодательство с четкими нормами и налогами, которые будут оплачиваться в госбюджет.

Виктор Романюк, народный депутат Украины

– В мире нет ничего уникального. Мы проанализировали европейское законодательство, а также законодательство тех стран, где игорный бизнес хорошо работает. У меня возник вопрос, почему, например, в Белоруссии работает рынок, а у нас нет. Мы просто взяли и переписали модель на украинские реалии. На самом деле ничего нового мы не придумывали, ведь человечество все придумало еще 5 тыс. лет назад. Вопрос в том, как люди, которые живут сегодня, обкатывают эту модель. Если государство захочет оставить в стране неконтролируемые правила обворовывания населения, это один момент. Но если государство все-таки захочет что-то сделать в интересах общества, тогда все будет хорошо.

Алексей Евченко, советник по туризму министра экономического развития и торговли Украины

– Легализация игорного бизнеса позволит людям, которые работают в тени, выйти из нее и официально оплачивать налоги. Люди, которые до этого играли, почувствуют облегчение и будут ощущать себя гражданами, которые занимаются легальным делом. Я надеюсь, что легализация игорного бизнеса также даст дополнительный толчок к развитию туристической инфраструктуры, построению новых отелей. Например, в Грузии благодаря развитию игорного бизнеса смогли достичь экономического роста страны. Я вижу в легализации почти полный позитив и считаю, что принятие закона об игорном бизнесе даст не только дополнительные средства для государства, но и дополнительные возможности для привлечения туристов. Кроме того, это дополнительные возможности непосредственно для граждан страны заявлять о себе на турнирах, так как у нас много украинцев, которые занимают первые места на международных соревнованиях и являются известными игроками, например, в покер и другие азартные игры.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду