Палки в колеса посевной

16:23, 25 января 2016
Газета: 2-3 (320-321)
За 11 месяцев прошлого года инспекцией было зарегистрировано 32,8 тыс. машин и еще 3,6 тыс. перерегистрировано...
Палки в колеса посевной

Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»

Зимний период для большинства граждан ассоциируется с мертвым сезоном в аграрном секторе, однако это совсем не так. Именно после сбора урожая и его реализации владельцы и арендаторы сельскохозяйственных угодий имеют возможность пересмотреть концепцию работы и утвердить планы на будущий год. Это зачастую касается и вопроса обновления парка транспортных средств, необходимых для выращивания и переработки продукции. И вот, подобрав себе необходимую технику, новый владелец сталкивается с вопросом ее регистрации, без которой использование ее невозможно. Именно в этом непростом вопросе и разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Законодатель предусмотрел, что поскольку транспортные средства, которые будут эксплуатироваться в сельском хозяйстве, имеют определенные особенности, их технический контроль должен осуществляться специально созданной структурой – Государственной инспекцией сельского хозяйства Украины (далее – Инспекция). Так, согласно ст. 34 Закона Украины «О дорожном движении» и ст. 21 Закона Украины «О системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса Украины», ведомственную регистрацию и учет тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-строительных и мелиоративных машин, сельскохозяйственной техники, других механизмов осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе. Именно таким органом и стала Государственная инспекция сельского хозяйства Украины, созданная Указом Президента Украины №1085 от 09.12.2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти».

Оптимизация набирала обороты, и 10.09.2014 Кабинетом министров было принято постановление №442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», согласно п. 2 которого Государственная инспекция сельского хозяйства ликвидировалась, функции по регистрации и учету сельхозтехники возлагались на Министерство внутренних дел, а по осуществлению госнадзора (контроля) условий ее эксплуатации и технического состояния – на Государственную службу по безопасности на транспорте. П. 6 того же постановления предусматривал, что центральные органы исполнительной власти, которые прекращают работу, продолжают осуществлять свои полномочия и функции в определенных сферах до завершения мероприятий по созданию органов, которым эти полномочия и функции передаются. Т. е. с одной стороны, Инспекцию уведомили о предстоящей ликвидации, а с другой – обеспечили переходной период для нормальной передачи ее функциональных обязанностей другим органам с целью минимизации дискомфорта для граждан.

Как стало известно из отчета о результатах работы Инспекции, который рассматривали на заседании комиссии по ее ликвидации, по состоянию на 1 декабря 2015 г. на учете состояло 950,6 тыс. машин. За 11 месяцев прошлого года их было зарегистрировано 32,8 тыс., а еще 3,6 тыс. перерегистрировано. Такие цифры свидетельствуют о востребованности предоставляемых Инспекцией услуг.

Для обеспечения нормальной работы по регистрации и перерегистрации сельскохозяйственной техники начальником Госинспекции сельского хозяйства Украины еще 22 июня 2012 г. был издан согласованный с заместителем министра аграрной политики и продовольствия приказ №201, которым централизованное обеспечение управлений (отделов, секторов) технического надзора территориальных органов бланками документов, необходимых для их деятельности, возлагалось на государственное предприятие «Киевский областной производственно-технический центр стандартизации, метрологии и качества продукции».

Именно согласно этому приказу государственное предприятие в течение последних лет и обеспечивало Инспекцию бланками, в частности, свидетельств о регистрации, талонов временной регистрации, удостоверений тракториста-машиниста, а также государственными номерными знаками и номерными знаками «Транзит». В дальнейшем в приказах Инспекции №240 от 10.08.2012 и №270 от 07.07.2014 был прописан порядок взаимодействия двух структур. Согласно этому порядку, Инспекция обязывалась подавать заявки на бланковую продукцию за 30 дней до начала нового квартала.

Однако, как сообщил в эксклюзивном интервью нашему изданию директор ГП «Киевский областной производственно-технический центр стандартизации, метрологии и качества продукции» Юрий Близнюк, начиная с IV квартала 2015 г. такие заявки на предприятие не поступали. В связи с этим на рынке регистрации и перерегистрации сельскохозяйственной техники сложилась патовая ситуация. Приобретая новую или подержанную технику для обновления транспортного парка, многие аграрии лишены возможности ее использовать, так как в местных управлениях Государственной инспекции сельского хозяйства Украины недостаточно бланков для надлежащего оформления разрешительных документов. Есть области (к примеру, Ивано-Франковская), в которых, как свидетельствуют сами аграрии, такие бланки уже закончились.

В ответ на направленные в Государственную инспекцию сельского хозяйства Украины и ее территориальные управления журналистские запросы мы получили либо молчание, либо формальные ответы о том, что территориальные управления в данном вопросе некомпетентны, его должно решать руководство Инспекции. А руководство, как уже было указано, от предоставления каких-либо комментариев вежливо уклонилось.

Как нам сообщили, возможно, это связано с передачей заказов на бланковую продукцию в обход нормативных актов ООО «Черниговский картонно-бумажный комбинат». А государственное предприятие на сегодня фактически осталось в стороне.

Следует отметить, что решение вопроса, возможно, уже не за горами. 1 декабря 2015 г. Кабинет министров внес в парламент законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О дорожном движении» относительно регистрации транспортных средств, согласно которому такую регистрацию будет обеспечивать Министерство внутренних дел. Хотя не стоит забывать, что такая концепция существует уже более двух лет, а решить вопрос необходимо уже сейчас, так как банальное отсутствие бланков может сорвать посевную, что потянет катастрофические убытки в аграрном секторе страны. Чтобы избежать этого, чиновники должны выполнять действующие нормы по заказу бланков у государственного предприятия, а не надеяться на «чудо», что такое отношение к оформлению техники не приведет к срыву аграрной кампании 2016 г.


КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Юрий Близнюк, директор ГП «Киевский областной производственно-технический центр стандартизации, метрологии и качества продукции»

– Заявка на изготовление бланковой продукции на IV квартал 2015 г. должна быть предоставлена до 1 сентября, однако вместо этого 4 сентября и еще позднее, 29 сентября подавались дополнительные заявки на III квартал, что не соответствует утвержденному нормативными актами порядку. По состоянию на 18 января с. г. заявки на централизованное обеспечение управлений (отделов, секторов) технического надзора, охраны труда и пожарной безопасности территориальных органов бланками необходимых для их деятельности документов на IV квартал 2015 и I квартал 2016 г. на наше предприятие не поступали. Это привело к тому, что в территориальных органах бланки закончились, и как следствие, регистрация сельхозтехники почти по всей стране была остановлена. Письмом №ДП-16/15 от 27.10.2015 первый заместитель председателя Государственной инспекции сельского хозяйства Украины Юрий Заставный был предупрежден о возможных последствиях непредоставления заявки, но ответа до сих пор нет.

Также необходимо уточнить по поводу дополнительных заявок. На отделы технического надзора Киева и Киевской области было заказано свидетельств о регистрации и номерных знаков по 500 и 400 штук соответственно. С учетом того, что они используют в месяц в среднем по 200 шт. этой продукции, эта заявка была абсолютно нелогична. Но все стало понятно сразу после того, как государственное предприятие удовлетворило ее.

На следующий день после передачи бланков Государственной инспекции сельского хозяйства Украины в Киевской области инспекторы отдела технического надзора получили на свои электронные адреса письма от начальника отдела С. Кальченко о бесплатной выдаче с 24 сентября 2015 г. свидетельства о регистрации машины, талона временной регистрации, удостоверения тракториста-машиниста, номерного знака «Транзит» и государственных номерных знаков. Это было сделано несмотря на то, что бланковая продукция является собственностью государственного предприятия «Киевский областной производственно-технический центр стандартизации, метрологии и качества продукции» и передается в отдел технического надзора для хранения и последующей выдачи гражданам Украины после оплаты ими за эту продукцию непосредственно нашему предприятию.

25 сентября 2015 г. я отправил первому заместителю председателя Государственной инспекции сельского хозяйства Украины Ю. Заставному официальный запрос №ДП-15/15 с просьбой сообщить о возможной отмене приказов Госинспекции №201 от 22.06.2012, №240 от 10.08.2012, №270 от 07.2014 или об изменениях в законодательстве Украины, на основании которых инспекторы имеют право бесплатно выдавать бланковую продукцию и государственные номерные знаки, принадлежащие ГП, а также принять меры для недопущения противоправных действий сотрудников отдела технического надзора в Киевской области, а возможно, и в других областях, которые фактически ведут к материальным потерям государственного предприятия. По состоянию на 18 января с. г. никакого ответа на этот запрос мы не получили.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Сколько прокуроров было уволено за год
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрей Осаулов
    Андрей Осаулов
    судья Шевченковского районного суда Киева
  • Богдан Лозинский
    Богдан Лозинский
    судья Франкивского районного суда Львова
  • Валерий Картере
    Валерий Картере
    судья Высшего  хозяйственного суда Украины
Новости онлайн