Проверка э-деклараций: лед тронулся

17:43, 16 февраля 2017
Когда стоит ожидать результаты проверок э-деклараций чиновников Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции?
Проверка э-деклараций: лед тронулся
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Когда стоит ожидать результаты проверок э-деклараций чиновников Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции?

Первый этап электронного декларирования для лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение, закончился 30 октября 2016 года. Однако, с этого времени Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) не показало тех результатов, на которые все ожидали. В некоторой степени это связано с тем, что только 14 февраля НАПК получило Порядок полной проверки электронных деклараций чиновников с государственной регистрацией Министерством юстиции Украины. Соответственно, только с этого дня данный орган может проводить полноценный анализ состояния чиновников в представленных ими электронных декларациях.

«Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться, чем все это время занималось НАПК, и на каком основании проводилась проверка деклараций кандидатов в Верховный Суд и других лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

 

Лед тронулся

14 февраля Министерство юстиции зарегистрировало наработанный рабочей группой при Секретариате Кабинета Министров Порядок полной проверки э-деклараций чиновников.

Теперь Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) имеет возможность провести полноценный анализ состояния чиновников в представленных ими электронных декларациях.

Соответствующий приказ уже опубликован на сайте Правительственного портала.

Ранее министр юстиции Павел Петренко в своем Facebook отмечал, что ему обидно, что «за полгода этот документ НАПК так и не смогло разработать, и за них эту работу пришлось выполнить представителям, созданной по моей инициативе и по поручению премьера, рабочей группы при Кабмине».

Как известно, рабочая группа по подготовке порядков по проведению полной проверки деклараций и образа жизни чиновников была сформирована по его инициативе и по поручению премьер-министра Украины Владимира Гройсмана после того, как НАПК несколько месяцев не могло подать для регистрации в Минюсте качественно разработанные версии документов, «которые бы полностью соответствовали действующему законодательству и не ущемляли права человека».

За неделю деятельности рабочая группа в составе членов НАПК, команды экспертов Минюста под председательством Павла Петренко, представителей общественности, правоохранительных органов, прокуратуры и НАБУ наработала финальный текст Порядка проведения полной проверки электронных деклараций чиновников.

И уже 14 февраля Национальное агентство по предупреждению коррупции получило Порядок полной проверки электронных деклараций чиновников с государственной регистрацией Министерством юстиции Украины.

«Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) сообщает о прохождении государственной регистрации Порядка проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления», — говорится в сообщении.

Как отметил заместитель председателя НАПК Руслан Радецкий: «В НАПК вернулся из государственной регистрации Порядок полной проверки деклараций, согласованный с Министерством юстиции и Секретариатом Кабинета Министров и принятый на заседании НАПК в пятницу».

В соответствии с Порядком, началом осуществления проверки декларации является день, следующий за днем принятия решения НАПК о проведении такой проверки, о чем сообщается субъекту декларирования, и длится 60 календарных дней.

Также логический и арифметический контроль декларации производится автоматически с помощью программного обеспечения Реестра деклараций.

К тому же, документ определяет механизм проведения НАПК контроля и полной проверки деклараций по своевременности представления, правильности и полноты заполнения.

Ведомство также выяснит достоверность задекларированных сведений, точность оценки задекларированных активов и проверит на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения.

 

Без «порядка»?

Несмотря на то, что Порядок полной проверки э-деклараций чиновников был зарегистрирован 14 февраля, НАПК сообщало о проведении проверок относительно определенных лиц, более того, направлении в суд админпротоколов.

К примеру, 13 февраля Национальное агентство по предотвращению коррупции сообщило о направлении в суд трех административных протоколов о несвоевременном представлении деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Согласно протоколам, уполномоченные лица НАПК обнаружили случаи несвоевременного представления деклараций работниками Высшего хозяйственного суда Украины, которые являются лицами, уполномоченными на выполнение функций государства и местного самоуправления, 2015 года без уважительных причин.

Документы составлены в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона Украины «О предотвращении коррупции» и Порядка оформления протоколов об административных правонарушениях и внесения предписаний НАПК.

Кроме этого, как известно, в отношении кандидатов в Верховный Суд также проводилась специальная проверка, в рамках которой НАПК предоставляло Высшей квалификационной комиссии данные о задекларированном имуществе, которые во многих случаях рознились с информацией, предоставленной кандидатом.

Журналисты нашего издания поинтересовались у первого заместителя министра юстиции Украины Натальи Севостьяновой о данном вопросе.

«Относительно кандидатов в Верховный Суд, то отмечу, что закон предусматривает несколько видов проверок, которыми может заниматься НАПК. Перед назначением на должность проводится специальная проверка. В рамках этой проверки проверялась подлинность той информации, которая определена в декларации.

А уже ежегодную проверку, которая предусмотрена законом и которую все должны проходить вне зависимости от того, меняют ли они место работы или нет, то эта проверка будет осуществляться по тому Порядку, который утвердил Минюст», — подчеркнула она.

 

Вторая волна

В соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции», с 2017 года значительно увеличивается круг граждан Украины, которые будут подавать свою электронную декларацию. Прогнозируется, что количество новых декларантов вырастет более чем на 700 тыс. человек.

Это происходит за счет новых категорий служебных и должностных лиц, работающих в органах власти и местного самоуправления, в государственных и коммунальных учреждениях, заведениях и организациях.

Напомним, что во время второй волны добавляется остальная часть декларантов, в частности:

  • депутаты всех местных советов (сельские, поселковые, городские, районные в городах, районные, областные советы);
  • государственные служащие категории «В» (например, специалисты, ведущие и главные специалисты в органах исполнительной власти, другие должностные лица ниже руководителей структурных подразделений и их заместителей);
  • должностные лица местного самоуправления категорий 4-7 (например, руководители управлений и отделов исполкомов, секретари городских советов, мэры городов районного значения, сельские и поселковые головы и т.д.);
  • военные должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других воинских формирований;
  • все полицейские;
  • лица рядового или начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, подразделений гражданской защиты, ГБР, НАБУ;
  • должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, ГБР, НАБУ, дипломатической службы, других государственных органов;
  • должностные лица юридических лиц публичного права — те, кто выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в государственных и коммунальных заведениях, учреждениях или предприятиях. Т.е. не только руководители или их заместители (например, главные бухгалтеры и руководители подразделений, заведующие отделов государственных и коммунальных учреждений и организаций, главные врачи, руководители и заместители организаций и их структурных подразделений — начальники цехов, заведующие отделами, лица, руководящие участками работ — мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).

 

Статистика по второй волне

На сайте НАПК опубликована статистика зарегистрированных декларантов, по состоянию на 6 февраля.

Так, за I месяц 2017 года в системе электронных деклараций зарегистрировались 50 782 новых субъектов декларирования. Вместе с теми, кто уже был зарегистрирован в 2016 году, — это 183 675 субъектов декларирования.

«За январь 2017 года поданы: 8021 ежегодная декларация, 2965 исправленных деклараций, 2003 декларации перед увольнением, 937 деклараций после увольнения, 6133 декларации кандидатов на должность, 610 сообщений о существенных изменениях в имущественном состоянии», — отметил заместитель председателя Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Руслан Радецкий.

 

Проблемы в работе

В интервью одному из СМИ председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Наталья Корчак призналась в том, что НАПК еще до конца не знает, как проводить мониторинг образа жизни чиновников.

«Закон не устанавливает очередности. В первую очередь нужно проверять декларацию и вызвать человека для дачи объяснений. От того, как будут предоставлены объяснения, нужно проводить процессы проверки. Декларация не является свидетельством того, откуда что-то появилось. Это называется мониторинг образа жизни — это ряд процедур. Как проводить мониторинг образа жизни, мы еще до конца не знаем. Мы консультировались с послом Италии, потому что я должна ехать подписывать меморандум с антикоррупционным органом Италии. Он сказал, что они только делают первые шаги по мониторингу образа жизни. Но как раз этот мониторинг включает то, что проверяется образ жизни не только субъекта декларирования, но и его родственников. Будет отслеживаться ряд последовательных действий. Для того, чтобы сделать верное решение, нужно провести серьезную аналитическую работу сравнительного характера. Можно дать ответ на отдельные вопросы, но когда их накапливается ряд... Поэтому здесь и важно сотрудничество с журналистами, с обличителями, с теми, кто предоставляет определенную информацию, с тем, чтобы сравнивать. Но в первую очередь будем отталкиваться от декларации», — отметила председатель НАПК.

Говоря о механизмах проверки деклараций, Наталья Корчак отметила следующее:

«Когда читаешь декларации, то понимаешь, что кто-то насмехался, кто-то писал на всякий случай, кто-то, возможно, обращал внимание, кто-то вообще ничего не написал. Проблема заключается в том, что мы — превентивный орган. Мы не наделены функциями правоохранительного органа, чтобы проводить какие-то оперативно-розыскные действия. Мы свои функции проверки деклараций и мониторинга образа жизни должны осуществлять без вмешательства в личную жизнь. Что это такое — никто не знает. И это как раз тот случай, что Украина взяла в свое время очень амбициозные на себя обязательства, потому что, как я понимаю, европейцы от нас не требовали именно такой декларации в отношении такого количества лиц, которые должны подать. Преследовалась идея в отношении топ-чиновников, а у нас получилось как всегда. Проверка наличности, возможно, будет осуществляться не в этот период. Мы же не можем сказать, чтобы нам принесли наличку, — тогда эти деньги будут ходить по кругу. Тем более, я еще знаю, что много кто разводился. Поэтому этот вопрос мы обязательно будем решать в процессе своей работы, возможно, руководствуясь собственным опытом, собственными ошибками. Я спрашивала у коллег из НАБУ, можем ли мы включить их специалистов или воспользоваться их ресурсом для проверки деклараций. Они ответили, что есть УПК — пределы компетенции. Это как раз тот вариант, когда жизнь поставила перед нами вызов».

 

Назар Холодницкий, руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры:

«Я вижу сотрудничество всех антикоррупционных органов в том, чтобы каждый делал свою работу. Я считаю неправильным, что сначала собирают декларации, а потом думают, как их проверять. И думают не неделю, а целых три месяца.

Я хочу, чтобы НАПК, как специально уполномоченный орган, проверил хотя бы какие-то декларации и предоставил нам об этом информацию.

К сожалению, мы вместе с Генпрокуратурой должны сами что-то делать. Получается, что страна ожидала результатов, а в итоге ничего не получила.

А сейчас уже скоро 1 апреля и люди снова подают декларации за 2016 год. При чем, подают декларации еще 100 тыс. человек. Что дальше делать? Ведь мы еще не разобрались с первой волной декларантов. Это как океан, в котором можно утонуть. Прежде чем что-то делать, нужно подумать, как это правильно сделать.

У нас есть полномочия зарегистрировать производство. Мы не хотим заменить НАПК нашими производствами. Мы хотим, чтобы каждый орган исполнял свою работу.

Всегда сложно быть первым, но кто-то же должен это делать. Даже если будут ошибки, а без них не бывает.

Да, уже есть первые производства по результатам проверки деклараций. Однако, для того, чтобы эти производства вылились в дальнейшем в обвинительный акт, нужно провести следственные действия, установить имущество, а также способ приобретения этого имущества.

Вы верите в то, что у кого-то есть 100 млн наличными? Как это выглядит? Я не верю.

Относительно того, можем ли как-то повлиять на НАПК, то отвечу — нет. Вы понимаете, у нас сейчас все независимые. Сейчас уже не тот прокурор, который может повлиять общим надзором и пр. Сейчас функции прокурора сведены практически к проведению досудебного расследования.

Если нам НАПК не дает информацию, значит мы сами анализируем, регистрируем производство и в рамках следствия проводим проверку. Но мы не можем заменить НАПК и зарегистрировать 100 тыс. производств по каждой декларации. А скоро еще будет вторая, а потом третья волна декларирования».

 

Наталья Севостьянова, первый заместитель министра юстиции Украины:

«У нас на данный момент осталась одна вакансия в Национальном агентстве по предотвращению коррупции — это пятый член НАПК. На эту позицию на сегодня претендуют 16 кандидатов. Полностью сформированный данный орган будет, надеюсь, в ближайшее время, потому что это уже последние этапы. Здесь мы подвязаны под специальную проверку. Она длится где-то месяц-полтора, поскольку во всех органах собирается информация о кандидате перед назначением.

Поэтому я думаю, что на протяжении следующих двух месяцев при благоприятных условиях НАПК будет укомплектовано. 

На данный момент утвержден и заюстирован Порядок проверки деклараций, поэтому уже ждем первые результаты. Отмечу, что термин проверки деклараций не должен быть больше, нежели 90 дней. Таким образом, через 90 дней можно уже спрашивать результаты по первой волне.

В прошлом году декларации подали 107 тыс. чиновников. Мы понимаем, что НАПК сразу всех не проверит. Я думаю, что буден определен внутренний порядок, кого за кем проверять.

Относительно кандидатов в Верховный Суд, то отмечу, что закон предусматривает несколько видов проверок, которыми может заниматься НАПК. Перед назначением на должность проводится специальная проверка. В рамках этой проверки проверялась подлинность той информации, которая определена в декларации.

А уже ежегодную проверку, которая предусмотрена законом и которую все должны проходить вне зависимости от того, меняют ли они место работы или нет, то эта проверка будет осуществляться по тому Порядку, который утвердил Минюст».

Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва