Новая украинская школа с первого сентября — чего ожидать от реформы

13:41, 21 августа 2018
Министерство образования и науки разработало реформу образования. «Новая украинская школа» стартует с 1 сентября.
Новая украинская школа с первого сентября — чего ожидать от реформы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Главная цель реформы — создать школу, в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни. Сообщают в министерстве.

Предполагается, что реформа изменит отношение детей и их родителей к школе. «Это школа, в которую приятно ходить ученикам. Здесь прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение и быть ответственными гражданами. В то же время родителям тоже нравится посещать эту школу, ведь здесь царят сотрудничество и взаимопонимание», — говорится в программе «Новая украинская школа».

В прошлом году новые подходы к образованию апробировали в отдельно взятых школах. С 2018/2019 учебного года по-новому учиться будут все первоклассники Украины.

Что меняется для учащихся?

Ключевое изменение для учащихся касается подходов к обучению и содержанию образования. В Министерстве образования и науки убеждены, что это главное. Ведь цель реформы — воспитать инноватора и гражданина, умеющего принимать ответственные решения и придерживающегося прав человека.

Вместо запоминания фактов и определений понятий, ученики приобретут компетенцию: это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность. То есть формируется ядро ​​знаний, на которое будут накладываться умения этими знаниями пользоваться, ценности и навыки, которые понадобятся выпускникам украинской школы в профессиональной и частной жизни.

Список компетенций, которые приобретут учащиеся, уже закреплен Законом «Об образовании». В нем говорится о таких навыках, умениях и качествах:

  • свободное владение государственным языком;
  • способность общаться на родном (при отличии от государственного) и иностранных языках;
  • математическая компетентность;
  • компетентности в области естественных наук, техники и технологий;
  • инновационность;
  • экологическая компетентность;
  • информационно-коммуникационная компетентность;
  • обучение в течение жизни;
  • гражданские и социальные компетентности, связанные с идеями демократии, справедливости, равенства, прав человека, благополучия и здорового образа жизни, с осознанием равных прав и возможностей;
  • культурная компетентность;
  • предприимчивость и финансовая грамотность.

Общими для всех компетенций являются так называемые сквозные умения: чтение с пониманием, умение выражать собственное мнение устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски, принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими людьми.

Чтобы приобретать компетенции, школьники будут учиться действовать — то есть чаще что-то делать, вместо сидеть за партами и слушать учителя. Также Концепция НУШ предлагает внедрять интегрированное и проектное обучение. Таким образом способствует тому, что учащиеся получают целостное представление о мире — ведь изучают явления с точки зрения различных наук и учатся решать реальные проблемы с помощью знаний по различным дисциплинам.

А еще реформа — это образовательная среда. И это, прежде всего, не техника или мебель. Хотя благодаря децентрализации финансирование школ увеличилось, и во многих учебных заведениях постепенно обновляется материально-техническая база.

Изменение образовательной среды — это изменение отношения к ребенку: уважение, внимание к нему и стремление найти оптимальный способ для его эффективного обучения. Именно такой будет Новая украинская школа, уверены ее создатели. 

Что меняется для учителей?

Учитель — это человек, на котором держится реформа. Без нее или него любые изменения будут невозможны, поэтому один из главных принципов НУШ — мотивированный учитель. Это означает, что определена цель — способствовать профессиональному и личному росту, отмечают в министерстве

Чтобы учить по-новому, учитель должен получить свободу действий — выбирать учебные материалы, импровизировать и экспериментировать. Эту свободу дает новый Закон «Об образовании».

Министерство образования и науки предлагает типовые учебные программы, однако любой учитель или авторская группа смогут их дополнять или создавать свои. Учитель теперь ограничен только Государственным стандартом. В этом документе обозначены результаты: что должны знать и уметь учащиеся, окончившие определенный этап обучения. Зато, как достичь этих результатов, учитель будет определять сам.

Учитель, получивший свободу учить, должен получить и свободу учиться. И эта свобода тоже предусмотрена реформой. Половину обязательных часов повышения квалификации учитель сможет проходить не в институтах последипломного педагогического образования, а там, где выберет сам. Есть только два требования: за пять лет объем программ/курсов по  повышению квалификации должен составить 150 часов, и обучение должно происходить ежегодно.

А чтобы мотивировать учителей еще и финансово, министерство введет сертификацию. Это добровольная проверка, прохождение которой даст учителям 20%-ную надбавку к должностному окладу и освободит от аттестации.

Что меняется для администрации школ?

«НУШ — это ответственная школа, и мы убеждены, что учебные заведения должны получить больше свободы действий. Ведь ответственность и свобода идут рука об руку», — отмечают в министерстве.

Поэтому Закон «Об образовании» предусматривает кадровую автономию. Теперь директор школы может самостоятельно назначать своих заместителей, принимать на работу и увольнять педагогических работников.

Кроме того, руководители школ (как и учителя) уже принимаются на работу по срочному контракту. Директор школы избирается по конкурсу. Один человек сможет быть на этой должности не более двух сроков до 6 лет (если лицо назначается на эту должность впервые, первый срок будет составлять 2 года). После этот человек сможет занимать другие должности в этой школе или участвовать в конкурсе директоров в другой школе.

Что меняется для родителей?

Один из принципов «Новой украинской школы» — партнерство, в том числе школы и родителей. Родители могут создавать свои органы общественного самоуправления, а значит, влиять на образовательный и воспитательный процессы.

Теперь родителям легче контролировать финансы школы. Все учебные заведения, которые получают публичные средства (это, например, бюджетные средства и благотворительные взносы), обязаны обнародовать свою смету и информацию о расходах. И родители теперь могут осуществлять перечисления благотворительных взносов целенаправленно на школу.

Сотрудничество всех участников образовательного процесса — учителей, учеников, администраций и родителей — краеугольный камень, который поможет достичь всех других результатов. Ведь только так можно воплотить главную цель: изменить образовательную среду, внедрить обучение для жизни.

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что Гриневич рассказала о самой большой надбавке учителям. Министерство образования работает над совершенствованием методологии изучения украинского языка в школах нацменьшинств.

Отметим также, что эксперт объяснил процедуру приема на работу новых учителей.

Напомним, также, что первоклассникам предложат 18 букварей на выбор. В этом году будет напечатано более 4 миллионов учебников для первого класса.

Читайте также: Бесплатные школьные учебники: Гриневич рассказала, где их достать.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду