В Минюсте обвинили московскую юрфирму в том, что Украина является лидером по количеству жалоб граждан в ЕСПЧ

12:09, 9 апреля 2021
Минюст в лице Уполномоченного по делам ЕСПЧ заявил, что Украина занимает первые места по количеству жалоб в ЕСПЧ из-за провокаций российской юрфирмы.
В Минюсте обвинили московскую юрфирму в том, что Украина является лидером по количеству жалоб граждан в ЕСПЧ
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Украина из года в год занимает первые места в рейтинге по количеству жалоб украинцев в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Со статистикой можно ознакомиться на официальном сайте ЕСПЧ.

Кроме того, Украина систематически не выполняет пилотные решения ЕСПЧ, в которых тот констатирует невыполнение нашим государством своих обязательств по вынесенным судами решениям в пользу граждан – в частности тех, которые касаются социальных выплат.

Это решения ЕСПЧ по группам дел, которые уже давно находятся в поле зрения Комитета Министров Совета Европы. Среди них пилотное решение по делу «Юрия Николаевича Иванова против Украины», принятое ЕСПЧ еще в 2009 году, и его неотъемлемое продолжение – решение Большой Палаты ЕСПЧ по делу «Бурмич и другие против Украины».

Кризис выполнения судебных решений, вынесенных против государства, в Украине давно вышел за рамки внутреннего обсуждения.

Так, в ходе заседания 1 октября 2020 года Комитет министров Совета Европы принял промежуточную резолюцию по поводу выполнения Украиной решений ЕСПЧ «Юрий Николаевич Иванов», группа Жовнер и Бурмич и другие против Украины. Детально о ней ранее писала «Судебно-юридическая газета». Если кратко, КМ СЕ констатирует, что проблема до сих пор не решена. 

В частности, в распоряжении КМ Совета Европы имеется информация, что при уровне выполнения судебных решений в 2,6% Украина не может гарантировать судебную защиту и действенный доступ к правосудию.

Всего по группе дел, которая касается проблемы неисполнения или затягивания исполнения национальных судебных решений против государства и отсутствия эффективных внутренних средств правовой защиты, Украина только лишь в рамках справедливой сатисфакции, компенсации по решениям ЕСПЧ должна была выплатить заявителям около 10 млн 600 тысяч евро в период с 2004 по 2020 год из общей суммы в 50 млн евро. И это без выплат по непосредственно самим украинским судебным решениям.

Масштабность проблем не только в суммах, но и в количестве пострадавших заявителей. Только в рамках дела Бурмича это около 13 тысяч заявлений.

Абсурдность ситуации с выполнением Украиной решений судов показательна на примере, описанном в решении Конституционного Суда по конституционной жалобе Веры Хлипальской, когда пенсионерке, выигравшей все суды против госоргана, пришлось идти в суды по второму кругу, чтобы добиться уже от госисполнителя того, чтобы тот открыл исполнительное производство.

Как решили выполнять?

По данным Государственного казначейства, по состоянию на 5 марта 2021 года долг государства по решениям судов, выполнение которых гарантировало государство, составляет 5 миллиардов грн.

Речь идет о судебных решениях, которые касаются социальных выплат в пользу, в частности, ветеранов войны, участников боевых действий, детей войны, лиц, которые принимали участие в ликвидации или пострадали вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов, пенсионеров.

Именно из-за невыполнения решений судов по таким делам Украина постоянно оказывается в списке лидеров по обращению граждан в Европейский суд по правам человека, и ЕСПЧ предписывает компенсации, констатируя системное игнорирование его предписаний (Украину в ЕСПЧ представляет Минюст в лице уполномоченного Ивана Лищины).

При этом на бюджетную программу по выполнению решений судов, гарантированных государством, в том числе по социальным делам, в Бюджете на 2021 выделено всего 100 млн грн.

Решать данный вопрос власть собирается своеобразно.

Так, Кабмин по инициативе Министерства юстиции 17 марта 2021 года принял распоряжение 210-р, которое предусматривает пересмотр социальных гарантий, поскольку их уже «не тянет» бюджет. Меньше неподкрепленных реальным финансированием соцгарантий для граждан – меньше судебных споров, меньше жалоб в ЕСПЧ и меньше проигранных Украиной в лице Минюста дел.

Однако тут помехой является Конституция и КСУ, который может признать неконституционным воплощение подобных намерений законодателя.

Итак, на 2021 год Минюст запланировал выполнение задачи «Пересмотр социально ориентированного законодательства с учетом возможности бюджетного финансирования». В ее рамках планируется осуществить «мониторинг законодательства в сфере социального обеспечения с целью приведения социальных гарантий в соответствии с возможностями бюджета».

Далее планируется разработка законопроекта о внесении изменений в соответствующие акты в сфере социального обеспечения, а также внесение соответствующих изменений во время формирования/пересмотра показателей Госбюджета.

Как отмечается в пояснительной записке Минюста к этому распоряжению, «острая необходимость принятия конкретных законодательных и административных реформ для ее решения была констатирована в 2009 году Европейским судом по правам человека в пилотном решении по делу «Юрий Николаевич Иванов против Украины» и в 2017 году в решении по делу «Бурмич и другие против Украины».

Принятие проекта распоряжения позволит Украине погасить государственный долг в связи с невыполненными решениями судов, прекратить обращения в ЕСПЧ», - добавляют там.

Действительно, если часть соцгарантий исчезнет из законов, у граждан будет меньше оснований требовать что-то от государства в судах.

Кроме того, недавно в парламенте появился законопроект 5310 Галины Третьяковой и соавторов, которым предлагается отсрочить взыскание с государственных органов средств по решениям судов до тех пор, пока сами эти средства не появятся в бюджете.

То есть, лицо, подавшее иск и выигравшее судебное дело в споре против государственного органа, органа местного самоуправления, должно будет ждать, пока такие средства появятся, и не сможет получить исполнение в срок, установленный законом. Следовательно, возникает вопрос целесообразности прохождения гражданами всех кругов судебного обжалования, если в конце они не смогут получить выполненное решение суда.

«Законопроект предлагает отсрочить исполнение решений судов до появления соответствующих средств в Государственном бюджете. Сейчас в сложный период военной агрессии со стороны Российской Федерации и вызовов, которые ставит перед Украиной мировая пандемия коронавирусной инфекции, государство занимается вопросом защиты границ, обеспечением надлежащей работы медицинской системы, систематического наполнения государственного бюджета страны, обеспечения социальных выплат и государственных пособий, возвратом внешних долгов, удержания инфляционных процессов и прочее», - отметила в комментарии «Судебно-юридической газете» Галина Третьякова.

Что думает Уполномоченный по делам ЕСПЧ

Интересы государства Украина в Европейском суде по правам человека представляет Министерство юстиции в лице заместителя министра юстиции, Уполномоченного Ивана Лищины. Он занимает свою должность достаточно давно.

В ноябре 2020 года Иван Лищина похвастался достижением. Так, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал неприемлемой жалобу группы пенсионеров, которая проживала в ОРДЛО.

«А в нас приємна новина: ЄСПЛ прийняв рішення на користь Уряду та визнав неприйнятною заяву у справі Kandyba and Others v. Ukraine, no. 33137/16 

Заявники – група пенсіонерів, що проживала в ОРДЛО, звернулась до адміністративних судів, оскаржуючи Постанову КМУ № 595, якою було затверджено «Тимчасовий порядок фінансування бюджетних установ, здійснення соціальних виплат населенню…», п. 2 якого зупинялись видатки з державного бюджету на соціальні виплати на тимчасово неконтрольованій території до її повернення під контроль органів державної влади. Заявники вимагали визнання цього положення незаконним та поновлення їм пенсійних платежів.

Адміністративні суди трьох інстанції частково задовільнили цей позов, визнавши п. 2 Порядку нечинним не тій підставі, що КМУ вийшов за межі своїх повноважень, приймаючи його. У вимогах про поновлення платежів суди відмовили, бо заявники звернулись до неналежних відповідачів. Резолютивна частина судового рішення була опублікована в Офіційному Віснику.

Заявники звертались до багатьох органів із вимогою про поновлення пенсійних платежів на підставі судових рішень, але їм було відмовлено.

Вони звернулись до адміністративних судів із позовом про незаконну бездіяльність виконавчих органів, але у цьому позові було відмовлено.

Заявники скаржились на порушення ст. 6 Конвенції (право на справедливий суд) та ст. 1 Першого протоколу (право власності) у зв’язку із невиконанням судового рішення на їхню користь. ЄСПЛ визнав заяву неприйнятною як таку, що очевидно необґрунтована», - написал Иван Лищина.

Отметим, что пользователи несколько не поняли, в чем заключается «приятная новость».

«Сколько они там – эти бедные пенсионеры – судов прошли? Или наше государство, как считает, тремя судами больше, тремя меньше, разве проблема для пенсионера из ОРДЛО?» - написала одна из комментаторов.

На это Иван Лищина отметил, что он «не может решить все проблемы для всех».

А не так давно, в парламенте появился законопроект № 5271 «О государственной политике в сфере преодоления последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Государственного суверенитета Украины».

В частности, законопроект содержит положения о том, что «обязанность по социальному и пенсионному обеспечению лиц, проживающих на временно оккупированной территории, возлагается на Российскую Федерацию как государство-оккупанта в соответствии с нормами и принципами международного права».

Законопроект смахивает на попытку создать законодательные основания для прекращения выплат для жителей временно оккупированных территорий путем «перекладывание ответственности» (с комментарием автора в лице Галины Третьяковой можно ознакомиться тут).

Итак, не публичные заявления, но фактические действия демонстрируют то, что украинская власть пытается снять с себя груз ответственности по социальным выплатам – причем не только для тех, кто проживает на временно оккупированной территории. Впрочем, официально и открыто об этом говорить никто не хочет.

А сегодня, 9 апреля Уполномоченный Минюста Иван Лищина опубликовал пост, в котором заявил, что Украина является лидером по количеству жалоб в ЕСПЧ из-за одной московской юрфирмы.

«Я давно чекав на завершення цього розслідування, і ось, нарешті...

Valeriya Egoshyna та її команда зробили блискучий матеріал, який наочно показує, що деякі наші «зради» досить буквально справа рук північних сусідів. Наприклад третє місце серед країн РЄ по кількості звернень до ЄСПЛ.

Виявляється, що більше половини заяв, поданих проти України, оформлено невеличкою командою юристів з московської юрфіми «Клішин і Партнери», яка, от таке співпадіння, обслуговує мого колегу, агента РФ в ЄСПЛ, отримуючи за це під 600 тис. дол на рік. Всі адвокати цього об’єднання знаходяться в топі адвокатів за кількістю поданих до ЄСПЛ заяв. При чому всі або практично всі їхні заяви подані проти України. «Савпаденінє? Нє думаю...» (с)

Я не намагаюсь сказати, що в Україні немає проблем з правами людини - є, й досить багато. Я навіть не намагаюсь сказати, що з більш як 5000 заяв, поданих адвокатами цієї фірми, немає жодного із реальними порушеннями (хоча б по статистиці там мають бути заяви із обґрунтованими скаргами). Що я хочу сказати, так це те, що за майже п‘ять років держслужби я почав вірити в теорії заговору.

А Sergiy Zayets просто молодець! От прямо красавчик! », - отметил замминистра юстиции.

 Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки