Трансплантацию органов убирают из программы государственных гарантий на 2 года, а также упрощают изъятие органов у лиц без «официальных» родственников.
С соответствующим законопроектом выступили «Слуги народа». Но обо всем по порядку.
Как известно, ранее в Украине периодически возникали скандалы, связанные с незаконной торговлей органами. К примеру, в свое время прогремело дело в отношении «черных трансплантологов», в котором фигурировали врачи Национального института хирургии и трансплантологии им. Шалимова. Киевских врачей обвиняли в незаконных операциях по трансплантации органов, а сами они, по информации следствия, входили в состав преступной группировки, лидером которой являлся гражданин Израиля.
Поэтому принятие в 2018 году Закона «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», которым разрешили трансплантацию органов после смерти донора, сопровождалось острыми дискуссиями. Одни заявляли о необходимости обеспечения нуждающихся в пересадке органа, другие настаивали на несостоятельности правоохранительной системы Украины.
Забегая наперед, отметим, что поданный «Слугами народа» законопроект может ударить именно по нуждающимся.
Так, в нем прописывается исключение медицинских услуг по обеспечению оперативного лечения по трансплантации органов и других анатомических материалов из государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий на 2 года.
«Реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий по обеспечению оперативного лечения по трансплантации органов и других анатомических материалов осуществляется в соответствии с настоящим Законом с 1 апреля 2023 года», - сказано в переходных положениях.
Напомним, что на данный момент прописано, что такие гарантии действуют для всех видов медицинской помощи с 1 апреля 2020 года.
Гражданский муж/жена не смогут запретить изъятие
В действующем новом законе на случай необнаружения у лица, подходящего для донорства, родственников или близких лиц записано следующее (ч. 11 статьи 16):
«В случае, если умерший не выразил при жизни своего согласия или несогласия на посмертное донорство, не определил своего полномочного представителя, что установлено трансплант-координатором по данным Единой государственной информационной системы трансплантации органов и тканей, согласие на изъятие анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов из тела такого лица после определения его состояния как необратимой смерти в соответствии с законом запрашивается трансплант-координатором лично у второго супруга или у одного из близких родственников этого лица (дети, родители, родные братья и сестры).
В случае отсутствия второго супруга или близких родственников, указанных в этой части, согласие на изъятие анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов из тела умершего запрашивается трансплант-координатором у лица, которое обязалось похоронить умершего человека».
Теперь же народные депутаты, видимо, решили, что пора закон «немного упростить».
Так, 26 июля в Верховной Раде появился законопроект 5831 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, регулирующие вопросы трансплантации анатомических материалов человеку» авторства «Слуг народа». Среди подписантов этого законопроекта - депутаты Оксана Дмитриева, Олег Бондаренко, Виктория Вагнер, Виктория Кинзбурская, Артем Дубнов. Часть законопроекта разрабатывал глава Комитета ВР по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий. Свои подписи под документом поставили и депутаты из фракции "Европейская солидарность" Ирина Геращенко, Мария Ионова.
Во-первых, упрощается процедура предоставления согласия лица на посмертное донорство.
Так, «Слуги народа» предлагают, чтобы такое заявление могло подаваться не только в письменной, а и в электронной форме. При этом в законе хотят прописать, что такие сделки «не требуют нотариального удостоверения или удостоверения подлинности подписи указанного лица нотариусом».
Аналогично депутаты предусматривают, что не требуют нотариального удостоверения сделки на изъятие анатомических материалов у живого донора или засвидетельствование подлинности подписи нотариусом.
Далее, из закона полностью изымается право назначить своего полномочного представителя, который после смерти человека может сообщить, давало ли лицо согласие на посмертное донорство.
Таким образом, если лицо, скажем, состоит в гражданском браке, то гражданский муж или жена, которого лицо могло бы назначить своим полномочным представителем, не имеют юридических рычагов повлиять на процесс – если закон примут в такой редакции (только официальный муж/жена, дети, родители, родные брат или сестра, а также «лицо, которое обязалось похоронить», т. е., к примеру, та же больница, в которой человек умер).
Во-вторых, «Слуги народа» в законе убирают запрет на изъятие анатомических материалов для трансплантации и/или изготовления биоимплантатов у умершего в случае отсутствия письменного согласия его полномочного представителя, наличие которого установлено трансплант-координатором по данным Единой государственной информационной системы трансплантации органов и тканей.
Таким образом, процедура изъятия материалов у лиц, которые не имеют супруга или близких родственников, значительно упрощается.
Другие «упрощения»
Далее, в законе прописывается, что для трансплантации тканей допускается использование анатомического материала (кроме органов), изъятого во время оперативных вмешательств, проводимых по соответствующим медицинским показаниям, если на это было предоставлено письменное согласие объективно информированного пациента, которому выполняется оперативное вмешательство, что не считается донорством.
Указывается, что изъятие у донора гемопоэтических стволовых клеток проводится бесплатно для донора (сейчас бесплатно такое изъятие проводится только при желании донора).
При этом упрощается процедура внесения сведений о потенциальных донорах.
Кроме того, меняется принцип применения трансплантации.
Так, если сейчас среди обязательных принципов – соблюдение очередности, кроме родственного и перекрестного донорства, то вместо него прописывается принцип «подбора оптимальной пары донор-реципиент и учета очередности».
При этом в статье 13 «Условия и порядок применения трансплантации» появляется термин «реципиент с самым высоким рейтингом совместимости».
Также из полномочий Минздрава хотят исключить «рассмотрение и решение споров между медицинскими работниками, трансплант-координаторами и учреждениями здравоохранения в случаях, связанных с оказанием медицинской помощи с применением трансплантации и осуществлением деятельности, связанной с трансплантацией, в определенном законодательством порядке, за исключением решения этических вопросов».
Эту норму о разрешении споров вовсе исключают. Вместо этого Минздраву дописывают в полномочия, что он «определяет условия и порядок изъятия, хранения, тестирования, обработки и использования анатомических материалов, предназначенных для трансплантации тканей».
В-третьих, помимо трансплант-координатора в законе хотят добавить еще одно лицо, которое может принимать решение о трансплантации – «должностное лицо специализированного государственного учреждения». Кто это лицо, как его определяют – в законопроекте ни слова.
Так, предусматривается, что в случае возникновения обстоятельств, перечень которых определяется Минздравом, которые привели или могут привести к невозможности трансплантации конкретному реципиенту, или создают риск несохранения анатомических материалов, решение о порядке проведения изъятия анатомических материалов, выбора реципиента, проведения трансплантации и осуществления деятельности, связанной с трансплантацией принимает трансплант-координатор донора-трупа «или уполномоченное должностное лицо специализированного государственного учреждения в сфере трансплантации органов, тканей и клеток».
В-четвертых, вычеркивается норма о том, что «трансплант-координатор не может участвовать в изъятии анатомического материала и проведении трансплантации, в случае если он выполнял функции трансплант-координатора, предусмотренные настоящим Законом, по этому донору-трупу», а также из закона убирают норму о том, что «трансплант-координатор не может представлять интересы реципиента, связанные с применением трансплантации».
В-пятых, и что не менее интересно, из названия ст. 11 «государственные информационные системы трансплантации» вычеркивается слово «государственные», что означает возможность их ведения частными лицами.
«Порядок создания, функционирования и прекращения других информационных систем трансплантации определяется законодательством Украины, международными договорами и владельцами таких систем», - предлагают написать в законе «Слуги народа».
При этом государственная система, как предлагают авторы, не должна более содержать информацию о назначении человеком уполномоченного представителя, который после смерти лица может проинформировать о том, соглашалось ли оно на посмертное донорство.
Также вычеркивается ряд информации, которую на данный момент должна содержать государственная информационная система трансплантации гемопоэтических стволовых клеток.
К примеру, в ней больше не надо указывать сведения о реципиентах гемопоэтических стволовых клеток в объемах, определенных согласием лица.
Что примечательно, в пояснительной записке авторы законопроекта никак не объясняют конкретные изменения, а только лишь говорят «о покращенні деяких положень, що дасть можливість вітчизняній системі трансплантації бути більш ефективною».
Ранее мы писали, что «Фармацевты чувствуют давление»: Радуцкий хочет исключить из УК ответственность за умышленное нарушение порядка испытаний лекарств.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.