Проверка деклараций добропорядочности судей по-новому – комитет выбрал, какой законопроект рекомендовать

21:00, 1 июня 2025
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Комитет рекомендовал другой законопроект, нежели тот, которым Кабмин непосредственно предлагал провести повторную проверку добропорядочности судей Верховного Суда и ВАКС – но правки не исключены.
Проверка деклараций добропорядочности судей по-новому – комитет выбрал, какой законопроект рекомендовать
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В начале апреля 2025 года Кабмин зарегистрировал в парламенте законопроект 13165 о проверке в течение 2 лет деклараций добропорядочности и родственных связей судей Верховного Суда и высших специализированных судов (на данный момент такой спецсуд один – Высший антикоррупционный суд, но вскоре могут добавиться специализированные админсуды СОАС и СААС). Проверку, по замыслу Минюста, должна провести Высшая квалификационная комиссия судей при участии Общественного совета добропорядочности.

Правительство при этом ссылается на Отчет Еврокомиссии, которая отметила, что «коррупционные риски в Верховном Суде все еще требуют надлежащего реагирования» (очевидно, с учетом кейса бывшего главы Верховного Суда Всеволода Князева), в частности, путем совершенствования деклараций добропорядочности и проверок ВККС.

Вместе с тем, новый Верховный Суд в Украине начал работать в конце 2017 года, а его судьи отбирались по конкурсу, в ходе которого проходили проверку добропорядочности с участием того же Общественного совета добропорядочности. Конкурс в ВАКС также проводился с участием Общественного совета международных экспертов, в ходе которого проверялась добросовестность кандидатов. Таким образом, правительство предлагает проверить всех их с участием ОСД еще раз.

23 мая Пленум Верховного Суда, как писала «Судебно-юридическая газета», рекомендовал этот «базовый» законопроект 13165 Кабмина отклонить. В то же время законопроекты 13165-1 и 13165-2 – доработать с учетом замечаний, изложенных в заключении Пленума ВС.

До этого, 22 мая Высший совет правосудия обратился к Венецианской комиссии за предоставлением заключения относительно механизмов проверки добропорядочности судей, предложенных во всех трех законопроектах.

Вместе с тем, 27 мая парламентский Комитет по вопросам правовой политики решил не дожидаться заключения Венецианской комиссии и рекомендовал один из этих проектов – 13165-2, инициатором которого выступил нардеп Иван Калаур – принять в первом чтении.

Переходные положения этого альтернативного законопроекта непосредственно не упоминают о проверке судей Верховного Суда и ВАКС. Однако предусматривают, что после вступления его в силу проведение проверки декларации родственных связей и добропорядочности судьи осуществляется ВККС по новому порядку.

В частности, на основании информации, которая может свидетельствовать о недостоверности (в том числе неполноте) утверждений или сведений в декларации добропорядочности и родственных связей судьи, ВККС проводит соответствующую проверку.

Непредоставление, несвоевременное предоставление декларации добропорядочности и родственных связей судьей или декларирование в ней заведомо недостоверных (в том числе неполных) утверждений или сведений влечет дисциплинарную ответственность.

ВККС проводит проверку декларации добропорядочности и родственных связей судьи на основании информации, полученной от любого лица, или в случае самостоятельного установления ВККС информации, которая может свидетельствовать о:

  • недостоверности (в том числе неполноте) утверждений или сведений, указанных в такой декларации;
  • непредоставлении, несвоевременном предоставлении такой декларации.

Проверка проводится за последний отчетный период.

ВККС может определять приоритетный порядок проверки деклараций в Регламенте. То есть, самостоятельно решать, кого проверять в первую очередь.

Проверка и принятие по ее результатам решения осуществляется ВККС в течение 3 месяцев, но этот срок может быть продлен – не более чем на 3 месяца.

Результаты проверки рассматриваются на заседании ВККС, на которое приглашается судья, однако неявка судьи без уважительных причин не препятствует рассмотрению. В случае систематической (трижды) неявки судьи Комиссия может рассмотреть вопрос в его отсутствие.

Решение о подтверждении недостоверности утверждений или сведений, предоставленных судьей в декларации, непредоставления или несвоевременного предоставления декларации, ВККС направляет в орган, осуществляющий дисциплинарное производство, для решения вопроса об открытии дисциплинарного дела.

Как отметил глава Комитета Денис Маслов, этим законопроектом будет предусмотрена одна декларация вместо двух: добросовестность + родственные связи, которая подается ежегодно до 1 мая; ВККС сможет инициировать проверку – как по собственной инициативе, так и по обращению; решение ВККС по итогам проверки можно обжаловать в суде – в случае обжалования оно не публикуется и не включается в досье до завершения судебного разбирательства и т.д. При этом Денис Маслов анонсировал поправки к этому законопроекту относительно содержания самой декларации.

Не постигнет ли законопроект 13165-2 судьба другого законопроекта 12368-1 – вопрос.

Напоминаем, Верховная Рада 26 февраля приняла в целом законопроект 12368-1, которым урегулировала основы создания новых Специализированного окружного административного суда и Специализированного апелляционного административного суда.

При этом законопроект 12368-1, инициатором которого выступил народный депутат Сергей Власенко, был переработан до неузнаваемости, в нем изменились как содержание, так и название. Фактически ко второму чтению его редакция превратилась в ту, которую предлагал Кабмин в лице вице-премьер-министра Ольги Стефанишиной в законопроекте 12368 относительно создания Высшего административного суда (и который был отклонен парламентом).

Таким образом, не исключено, что ко второму чтению вопросы относительно проверки добропорядочности судей Верховного Суда в законопроекте 13165-2 могут уточнить с учетом предложений инициатора «базового» законопроекта, то есть правительства.

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый