Генеральный прокурор или лицо, исполняющее его обязанности, сможет давать письменное указание руководителю органа досудебного расследования – кроме подразделений детективов и подразделения внутреннего контроля НАБУ, которое является обязательным для исполнения, о предоставлении ему материалов досудебного расследования с установлением срока и способа его исполнения.
Соответствующие изменения, внесенные в статью 36 УПК законопроектом 12414, остались после принятия 31 июля законопроекта 13533 о НАБУ и САП.
Также в ч. 3 статьи 39 УПК остается норма, что невыполнение руководителем органа досудебного расследования законных указаний и поручений прокурора является основанием для принятия решения, определенного ч. 5 статьи 36 УПК (то есть для поручения досудебного расследования другому органу в случае неэффективности – прим. ред.), кроме уголовных производств, досудебное расследование в которых осуществляется детективами НАБУ.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 Генеральный прокурор (и. о.), руководитель областной прокуратуры, их первые заместители и заместители своим мотивированным постановлением имеют право поручить осуществление досудебного расследования любого уголовного правонарушения другому органу досудебного расследования, в том числе следственному подразделению более высокого уровня в пределах одного органа, в случае неэффективного досудебного расследования или при наличии объективных обстоятельств, исключающих функционирование соответствующего органа досудебного расследования или осуществления им досудебного расследования в условиях военного положения.
Право поручать в случае неэффективного досудебного расследования или при наличии объективных обстоятельств, исключающих функционирование соответствующего органа досудебного расследования или осуществление им досудебного расследования в условиях военного положения, другому органу досудебного расследования осуществление досудебного расследования уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности БЭБ, а также поручать БЭБ расследование уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности других органов досудебного расследования, имеет Генеральный прокурор (лицо, исполняющее его обязанности).
Также остается добавленная законопроектом 12414 норма, что спор о подследственности в уголовном производстве, которое может относиться к подследственности Бюро экономической безопасности, решает Генпрокурор (лицо, исполняющее его обязанности).
Как писала «Судебно-юридическая газета», принятым 31 июля как законом законопроектом 13533 о возвращении полномочий НАБУ и САП была отменена часть норм, внесенных в УПК и закон о прокуратуре законопроектом 12414, но не все. В частности, законопроект оставляет изменения относительно упрощенного порядка назначения в прокуратуру без конкурса – в том числе из числа экс-правоохранителей и изменения относительно увольнения прокуроров – в том числе с руководящих должностей.
Закон 4560-IX о возвращении полномочий НАБУ и САП вступил в силу 1 августа.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.